Минус нулевые – Управленческая Россия находится в тупике

 

 

 

 

За 10 лет в России не осталось ни одного государственного института, который бы не дискредитировал себя. Менять надо сразу, везде и радикально. Чистка путинского наследия должна быть тщательной и обеспечивающей невозвратность перемен.

Самый сложный вопрос сегодня — как менять существующую систему государственного управления. В том, что ее надо менять, сомнений нет. Что она не устраивает коррумпированностью, репрессивностью, непрозрачностью, более чем очевидно.

Госаппарат, равно как в конце 80-х, перестал устраивать, прежде всего, самую активную и образованную часть российского общества. Рабочий и колхозница еще готовы жертвовать непознанной, а потому и неоцененной свободой вместе со своим голосом на выборах. Но не «креативный класс». Уже нет сомнений, что таковой народился и осознал себя. Но чем больше слышно разных интервью, заявлений, лозунгов, тем четче понимание — у этих людей нет ни осознанного видения идеального госуправления, ни тем более понимания, с чего начать реформу нынешнего.

Начать формулировать такое видение, а говоря точнее, программу реформ, нужно как можно скорее. Энтузиазм людей неминуемо схлынет, и останутся на бреге некоторое количество богатырей, кому придется выражать их волю. Но волю не просто протестную, реактивную, вторичную по отношению к действиям и поведению властей. А проактивную, четко представляющую и продвигающую иной подход, фиксирующую иные гарантии, иные принципы организации системы наделения государственных институтов властными полномочиями и принципы их функционирования.

Людей не устраивает монополизация власти, ее несменяемость, семейственность, непрозрачность, коррумпированность, неэффективность, ее аморальность и несправедливость. А как сделать другую? Откуда взять примеры для подражания, людей, способных их реализовать, как и откуда их рекрутировать, с чего начать и к чему двигаться?

Очевидно, что есть общее понимание и некоторое единство подходов, чего и как не нужно делать. Никто не хочет сильных потрясений. Людей недовольных объединяет некоторая обеспеченность — сегодня бузит не люмпен-пролетариат, а люди, которым есть на чем выехать на Садовое кольцо, есть с чего выйти в интернет и что надеть на морозный митинг.

Людей вполне устраивает российская экономическая конъюнктура, возможность зарабатывать, ездить отдыхать за границу и тратить деньги внутри страны.

Недовольство концентрируется вокруг государства и его системы управления — мы не хотим платить взятки за техосмотр и за место в детсаду, стоять в очередях на почте, слышать хамство в канцелярии суда, быть избитым ОМОНом на митинге и быть обманутым при голосовании.

Но управленческая Россия находится в тупике. За 10 лет не осталось ни одного государственного института, который бы ни дискредитировал себя. Это и президент, и Госдума, и Совет федерации, и суд, и полиция, и армия, и тюремное ведомство, и налоговая служба, а также квазигосударственные структуры — нефтяные компании, управляющие компании…

Последнее интервью главы Конституционного суда Валерия Зорькина демонстрирует, что шизофрения консерватизма и мания оранжевого преследования охватила и сей институт, который в годы «молодой России» середины 90-х закладывал основу отечественного конституционализма.

Понятно, что дело не в Зорькине, Голиковой, Фурсенко, Нургалиеве, Егоровой и Онищенко, хотя они должны скоро и навсегда уйти в прошлое. Но скорее как символы и выразители путинской эпохи. Их отставки сами по себе не повлекут никаких улучшений работы системы.

Путину с 1999 года не удалось реализовать ни одной успешной реформы. Все, за что бы он с товарищами ни брался, – армия, тюрьма, полиция, административная реформа, пенсионная реформа, образование, здравоохранение – как по волшебству становилось только зримо хуже.

Менять надо сразу, везде и кардинально. Так, чтобы обратно это все лет через 10–15 не вернулось.

Расправы над упомянутыми персонажами, суды над ними, громкие суды над взяточниками и супержуликами ничего кроме кратковременного морального удовлетворения не принесут. А терять исторический момент (хоть он еще и не наступил) для серьезных системных изменений нельзя.

Начинать надо с клятвы. С кодекса чести, публично и искренне взятых на себя обязательств: не воровать, не работать на свой карман, быть предельно прозрачным и уйти сразу, как только обстоятельства не позволят соблюдать эти условия. Эту клятву должны произнести те самые люди, которых нынешний социальный протест вытолкнет на поверхность, а также те, кто будут отвечать за основные сектора работы новой команды.

Затем нужно заново подтвердить ряд неотъемлемых конституционных принципов России: гарантии прав и свобод человека, свободная экономика, демократические процедуры, федерализм, разделение властей и принцип сдержек и противовесов.

Нужна и заявленная аполитичность новой команды. Протест разделяют либералы, националисты, национал-большевики, анархисты и коммунисты. У каждого своя идеология, но каждый ждет перемен к лучшему. Поэтому новая команда должна быть скорее технической, чем политической. Сначала нужно полечить оскорбленную путинским десятилетним воровством страну, обновить систему.

Начать нужно с упразднения всех неконституционных институтов, созданных Путиным за 10 лет для облегчения концентрации власти, — рассадников неформальных отношений, чекизма и коррупции. Речь о федеральных округах и полпредствах с федеральными инспекторами в каждом регионе, о Госсовете, Совете безопасности, Общественной палате и бесконечных и столь же бестолковых общественных советах. Следует отодрать этих прилипал от традиционных конституционных органов — парламента, президента и судов. Они лишь размывают их компетенцию и ответственность.

Реформа управления должна привести к существенному сокращению численности чиновников — здоровые мужики из полиции, армии и тюрем (2,5 миллиона человек) должны идти поднимать экономику в условиях членства в ВТО и конкуренции с Китаем.

Кадровый состав, безусловно, имеет первостепенное значение. А начинать серьезные подвижки нужно с судов общей юрисдикции и с его главного органа — Верховного суда России. Кадровые принципы — образование российское и иностранное, знание русского и иностранного языка, а главное, никакой связи с советским периодом и с коррупцией в 90-е и нулевые.

Нужны разоблачения системы вертикального контроля в судебной системе, негласных указаний, неформальных установок и требований. Разрыв неформальных отношений с персонификацией ответственности за принимаемые судебные решения должен сопровождаться упразднением института председателей судов, как минимум, в его нынешнем виде и объеме полномочий.

Тут важно будет государственное телевидение как канал новой системы культурных ценностей. Оно должны стать ближе к YouTube, к видеоразоблачениям. Брать взятки, давать указания судьям, работать на откатах, грубить, не оказывать помощь людям должно стать стыдно. ТВ в России имеет огромный потенциал гражданского контроля над представителями власти – его надо использовать. А параллельно решать и вопросы большей независимости госканалов от президентской администрации.

Новым людям, пришедшим на смену путинской команде, придется принимать смелые кадровые решения, давая карт-бланш и наделяя серьезной ответственностью. Чистка советского и путинского наследия должна быть тщательной и обеспечивающей невозвратность перемен. Для этого потребуется какой-то период времени, после которого ключевые посты в системе должны занять люди нового поколения, многие на основе всеобщих выборов (с безусловно высокими требованиями к кандидатам).

Начатые ранее реформы силовых ведомств должны быть подвергнуты ревизии и решительно продолжены. МВД, ФСИН и армия должны в короткие сроки безболезненно избавиться от старшего поколения офицеров. Необходимо обеспечить поколенческий разрыв.

Новые управленческие кадры полиции и тюремного ведомства должны пройти переобучение с привлечением зарубежных инструкторов. Специальный акцент должен делаться на психологической устойчивости к коррупции и насилию.

Масштабная программа кадровой смены должна занять 2–3 года. Этот процесс, включая выборы, переаттестацию, отбор и назначение, правоохранительные органы будут уделять особое внимание нарушениям процедур, подкупам и давлению.

Основные реформистские усилия стоит концентрировать на крупных городах-миллионниках, продвигая затем новую управленческую культуру вглубь регионов.

Потребуется возвращение общественного внимания к российской Конституции и заложенной в ней системе сдержек и противовесов. Не будучи идеальной, она тем не менее содержит массу таких возможностей. Усиление роли парламента и судов в противовес власти президента и правительства, а также укрепление российских регионов за счет снижения роли федерального центра — то, чем обязательно должна сопровождаться конституционная реформа, гарантирующая Россию от возвращения коррумпированного авторитаризма путинского типа.

Автор – Павел Чиков, председатель межрегиональной правозащитной ассоциации АГОРА.

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/comments/2012/01/31_a_3980785.shtml#

About Rasul Guliyev - Rəsul Quliyev

Rasul Guliyev is the former Speaker of the Parliament of Azerbaijan (1993-1996) and is currently leader of the Open Society Party, one of Azerbaijan’s opposition parties. He is a passionate proponent of democracy. He actively participates in efforts to secure democracy and human rights in Azerbaijan, an oil-rich nation by the Caspian Sea and a former Soviet Republic. He writes and speaks out forcefully against the dangers of resurgent dictatorships in the former Soviet Republics. Mr. Guliyev resigned from his post as Speaker in 1996 to protest the human rights violations, censorship policies, widespread bribery and corruption, and anti-democratic policies of the Heidar Aliyev regime. Since that time he and his relatives and colleagues have been continually harassed by the government, now headed by Heidar Aliyev’s son, Ilham. Mr. Guliyev and his family live in political exile in the United States. During the past several years Mr. Guliyev has devoted his efforts to writing political and historical books that reveal the realities of life in Azerbaijan today. His books have enjoyed widespread interest in the Azeri diaspora forced to leave their homeland because of political persecution. Millions now live across Europe, in Russia, and the U.S. Recently, when excerpts from his latest book were published in an opposition newspaper in Azerbaijan and the book began selling within Azerbaijan, the government intervened to halt its distribution. Mr. Guliyev has presented briefings to US policy makers in numerous forums, including those sponsored by the National Democratic Institute (NDI), the International Republican Institute (IRI), the Congressional Human Rights Caucus, the Carnegie Endowment for International Peace, and the Kennan Institute of the Woodrow Wilson International Center. He has testified before the US Congress’ Helsinki Commission (Commission on Security and Cooperation in Europe) on the issue of Elections, Democratization, and Human Rights in Azerbaijan. Government Service and Political Involvement Following a career in the oil industry (in 1992 Mr. Guliyev was named Vice President of SOCAR, the State Oil Company of Azerbaijan Republic), and with the advent of Azerbaijan’s independence from the Soviet Union, Mr. Guliyev became involved in the political process in Azerbaijan. He served as Speaker of the Parliament during the early years of independence but became increasingly disenchanted after former KGB General Heidar Aliyev seized power. Since the late 1990’s he has been a leading opposition figure and party leader. In 2005 he was his party’s candidate for the parliamentary elections, but was prevented from returning from exile to Azerbaijan to participate in the election process. In dramatic events, the government closed and sealed off the airport to prevent his plane from landing and arrested many of his supporters. Despite this, he garnered the majority of votes in his precinct – yet the authorities would not validate his victory in this election that international observers decried as marred with irregularities and falsifications. Two years later Mr. Guliyev co-founded the Open Society Party and was elected party leader. Since the 2008 presidential elections, the entrenchment of Ilham Aliyev’s power, and the growing reliance on Azerbaijan by the US, repression in Azerbaijan has increased. Journalists and American-educated Azeri bloggers have been arrested for talking and writing against Ilham Aliyev and his family. The office and home of a leading human rights activist was recently bulldozed by the government. This climate creates dilemmas for the U.S. government which looks to Azerbaijan for energy resources for the West and for cooperation with regional security needs. The next Azerbaijan presidential election will be held in 2013. Ilham Aliyev will be the leading candidate. The opposition in Azerbaijan has been crushed. And under Aliyev’s leadership and direction, the country’s Constitution has been amended to remove term limits and set the stage for Aliyev’s being “president for life.” It is in this context that Rasul Guliyev is renewing his efforts to remind and inform U.S. policy makers of the on-going repression and corruption that plagues Azerbaijan, and encouraging U.S. policy makers to speak out about these realities. Personal Rasul Guliyev is married to Elmira Guliyeva, formerly an oil engineer. He is the father of three and has six grandchildren.

No comments yet... Be the first to leave a reply!

Cavab qoy